Хадис 17

ХАДИС СЕМНАДЦАТЫЙ.
Ответственность за свои слова.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, передал, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Поистине, раб может сказать нечто угодное Аллаху Все­вышнему, на что сам он и не обратит внимания, но за это Ал­лах возвысит его на много ступеней, и может раб сказать неч­то вызывающее ярость Аллаха Всевышнего, на что сам он и не обратит внимания, но за это Аллах ввергнет его в ад!» Этот хадис приводит аль-Бухари.
Первый вопрос: важность этого хадиса.
Эти слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, являются указанием на то, сколь много блага или зла может принести человеку его язык, из чего следует, что каж­дый мусульманин должен удерживать его от того, что может вызвать гнев Аллаха и не относиться к своим словам легкомыс­ленно.
Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Разве окажутся люди ввергнутыми лицами в ад за что-нибудь иное, кроме клеветнических речей?»
Этот хадис приводит ат-Тирмизи
Сообщается также, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Тому, кто поручится мне за то, что находится меж че­люстей его1 и между ног его, я поручусь за то, что он попадет в рай».
Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим.
Имам ан-Навави сказал:
— Знай, что каждый достигший совершеннолетия2 (мукалляф) должен говорить лишь то, что может принести пользу, если же сказать что-либо или промолчать будет одинаково полезным, то, в со­ответствии с сунной, от таких слов следует воздержаться, ибо дозволенные речи могут смешаться с запретным или отвергаемым, что зачастую и происходит.
В качестве подтверждения имам ан-Навави, да помилует его Аллах, приводит слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал:

«Пусть тот, кто верует в Аллаха и в последний день, говорит нечто благое или молчит» Этот хадис приводят аль-Бухари и Муслим
-, а потом добавляет:
— Эти слова ясно указывают на то, что говорить следует лишь в том случае, если слова заключают в себе благо.
Наши предшественники, да помилует их Аллах, часто по­буждали людей следить за своим языком и взвешивать свои сло­ва на весах шариата прежде, чем произносить их.
Так, например, сообщается, что Ибн Мас’уд, да будет до­волен им Аллах, сказал:
— Нет ничего, что следовало бы держать в заточении столь же долго, как и язык.
Ата бин Абу Рабах сказал: “Разве любому из вас не будет стыдно, когда развернут записи о делах его в течении дня, и окажется, что большинство из них не имеет отношения ни к религиозным, ни к мирским делам3?!”
Передают, что аль-Ауза’и сказал:
— Нет для религии человека ничего вредоноснее многосло­вия.
Мусульманину достаточно знать уже о том, что слова его являются не просто звуками, которые растворяются в воздухе, поскольку مَا يَلْفِظُ مِن قَوْلٍ إِلَّا لَدَيْهِ رَقِيبٌ عَتِيدٌ
не проронит человек и единого слова, чтобы не за­писал его страж недремлющий(“Каф”, 18.), а поэтому не следует ему про­износить ни единого слова, о котором он может пожалеть в день воскресения.
Второй вопрос: ответственность за свои слова.
Слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, “…может сказать…”, приводимые в этом хадисе, подра­зумевают не одно какое-нибудь слово, а речи человека, неза­висимо от того, длинными они будут или короткими. Также обо­значаются длинные речи и в Коране, где под “словом” (кяляма) подразумевается речь. Так, например, Аллах Всевышний сказал:
Великим грехом являются слова эти, исходящие из их уст.. كَبُرَتْ كَلِمَةً تَخْرُجُ مِنْ أَفْوَاهِهِمْ.
(“Пещера”, 5.)
Аллах Всевышний также сказал: كَلَّا إِنَّهَا كَلِمَةٌ هُوَ قَائِلُهَا
Так нет же! То, что он говорит, всего лишь слова…
(“Верующие”, 100)
Здесь имеются ввиду различные слова. В этом хадисе содержится указание на то, что мусульманин обязательно понесёт ответственность за свои слова, о послед­ствиях которых он может даже и не догадываться, так как если он скажет или напишет нечто такое, что приве
дёт к широкому распространению порока, то из-за этого погибнет сам и будет ввергнут на самое дно ада, о чём и говорится в другом хадисе, приводи­мом в обоих “Сахихах”, мы же молим Аллаха о спасении и в этом мире, и в мире вечном.
Третий вопрос: примеры ложных речей.
Авторитетные знатоки ислама приводили примеры таких ре­чей, которые могут навлечь на тех, кто их произносит, гнев Всемогущего Господа. К числу их относится нижеследующее:
— То, что говорит человек в присутствии несправедливо­го правителя, желая угодить ему, но при этом навлекая на се­бя гнев
Аллаха по той причине, что это может привести к ги­бели какого-нибудь мусульманина или группы мусульман, хотя произносящий эти слова и не желает этого.
— Такие слова, которые становятся причиной распростра­нения всевозможных нововведений, или лишают воззрения мусульман их чистоты или внушают им сомнения в правильности тех или иных установлений шариата. Последнее часто бывает связано с различными идеями о необходимости освобождения женщин, что обычно подразумевает собой отказ от ношения покры­вал и проявление бесстыдства или же введение запрета на многожёнство, что может привести к распространению разврата, а также и много иных идей такого рода, которые в наше время широко обсуждаются. При этом многие люди говорят без устали, не задумываясь над смыслом своих слов, и тем самым открывают дорогу злу, препятствуют благу и оказывают шайтану помощь в его борьбе с их же братьями в исламе.
— Непристойности. Особенно часто грешат этим поэты, кото­рые в своих касыдах воздают похвалы вину, побуждают людей ко всевозможным развратным действиям или описывают собственные запретные любовные похождения, что обычно приводит к распро­странению всевозможных соблазнов среди мусульманской молодё­жи.
Можно привести и другие примеры, известные людям, следящим за тем, что говорят и пишут другие, и размышляющим о причи­нах зла.
Четвёртый вопрос: о том, что получило название “бедст­вий языка”.
На эту тему знатоками религии написано множество книг и посланий, с которыми стремящимся к знанию следует ознако­миться и постараться извлечь из них для себя практическую пользу.
К числу этих бедствий относится нижеследующее:
— Разговоры о том, что никоим образом не касается чело­века, рассуждения о бесполезном, непристойности, ложь, насмешки над верующими, злословие, клевета и обмен оскорбительными кличками, поклёп и сплетни, поношения и проклятия,
оскорбления и обвинения в неверии, выдвигаемые против тех, кто этого не заслуживает, разглашение тайны и чрезмерные восхва­ления, наихудшим же из всех бедствий такого рода является то, что говорят об Аллахе люди, не обладающие знанием, а также бездоказательные рассуждения о дозволенном и запретном. Опас­ность всех этих бедствий определяется размерами того вреда, который они могут нанести. Так, например, лжесвидетельство, ложная клятва или возведение лжи на Аллаха или Его посланни­ка, да благословит его Аллах и приветствует, более вредо­носны, чем прочие виды лжи, что самоочевидно и не требует никаких доказательств.
Пятый вопрос: слова истины.
Улемы и мудрецы много раз воздавали хва­лу молчанию. Нет сомнений, что умолчание бесполезного по­хвально, но ещё более похвальным является произнесение слов истины, к числу которых относятся прославления Аллаха, про­изнесение слов свидетельства и прочие виды поминания Аллаха, веления совершать одобряемое шариатом и запреты на отвергае­мое, обучение знанию и призывы людей к Аллаху. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, поведал людям о том, что человек может произнести нечто благое и полезное, не думая о степени полезности своих слов и не придавая этому особого значения, однако за это Аллах Всевышний, оказывающий рабам Своим всевозможные благодеяния и щедроты, может возвы­сить такого человека на много ступеней. К числу таких слов относится нижеследующее:
— Слова истины, произнесённые в присутствии неспра-ведливо­го правителя для того, чтобы удержать его от притеснений дру­гих людей. Такие слова могут спасти жизнь или имущество кого-либо из мусульман или же защитить их честь.
— Основанные на знании слова, посредством которых че­ловек наставляет мусульман в их религии, объясняя им, какие права Аллаха им следует соблюдать, сообщая им о том, что яв­ляется дозволенным, а что — запретным, обучая их тому, как следует поклоняться Аллаху и т.д.
— Слова, с помощью которых мусульманин наставляет своего брата или братьев в исламе, благодаря чему сердц

Комментарии закрыты.